СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ. МЕНЯТЬ ИЛИ ПРОДОЛЖАТЬ ДИСКУССИИ?

В профессиональной дорожной среде этот вопрос обсуждается очень давно и вывод каждой дискуссии, как правило, один — менять.
Опыт работы дорожно-строительных компаний, мощных и небольших, которые входят в состав Национальной ассоциации дорожников Украины, говорит о том, что существующая система ценообразования не соответствует реальным вызовам настоящего времени и тормозит производственные процессы. Она базируется на нормативно-расчетных показателях и текущих ценах трудовых и материально-технических ресурсов.
Система была сформирована в 1990-х годах. и использует в качестве основы ресурсные нормы затрат на работы по устаревшим технологиям. Также система не содержит достоверных показателей эксплуатации дорожных машин и механизмов. Важным критерием стоимости работ является заработная плата. Существующая практика ограничивает участников в формировании достойного уровня заработной платы на предприятии.
Принятие проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения ответственности за формирование системы ценообразования в строительстве автомобильных дорог общего пользования» позволит повысить ответственность за формирование системы ценообразования при строительстве и ремонтах автомобильных дорог общего пользования со стороны центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере дорожного хозяйства, поскольку дорожное строительство а есть свои специфические отличия от других строительных отраслей.
Принятие проекта Закона не решает все проблемы одновременно, но дает возможности для более оперативного и профессионального внедрения изменений, в первую очередь, в системе ценообразования. Впереди не просто работа по разработке, утверждению и внедрению методик и нормативных документов, касающихся, прежде всего, определение стоимости строительства автомобильных дорог общего пользования. Отмена нормативного регулирования отдельных составляющих стоимости дорожных работ на стадии составления договорной цены и проведении взаиморасчетов. Предусматривается применение ресурсного метода только на этапе составления сметной документации.
В конечном счете новая система ценообразования должна основываться не на кабинетных расчетах ресурсных норм на работы, а на корпоративном нормировании, исходя из низкой цены, предложенной участником во время проведения тендерных процедур с сохранением количественных и качественных показателей продукции.
Важнейшие для отрасли вопросы ценообразования обсуждались на недавно проведенной во Львове конференции. Организаторами этого мероприятия выступили Укравтодор и ГП «ГосдорНИИ». В конференции приняли участие профессиональные специалисты. Состоялась продуктивная дискуссия, предоставлялись дельные предложения, которые будут в дальнейшем учтены при подготовке новой нормативной базы.
На сегодня в ГП «ГосдорНИИ» функционирует рабочая группа «Совершенствование системы ценообразования», председателем которой является директор этого почтенного заведения — Артем Безуглый. В состав рабочей группы входят также специалисты RST Министерства инфраструктуры, «Укравтодора», Ассоциации инженеров — консультантов Украины, COST Ukraine, КП «Киевавтодор», а также представители частных дорожно — строительных компаний. ГС «Национальная ассоциация дорожников Украины» также участвует в работе этой группы.
Кроме того, в составе Национальной ассоциации дорожников Украины, является постоянно действующая группа «Совершенствование системы ценообразования и внесении изменений в закупочному процессе дорожных работ». Она сформирована из профессиональных работников компаний, по направлениям, входящих в состав Ассоциации. Цель ее деятельности — определение проблемных вопросов наработки реальных предложений от действующих производственных компаний и предоставление на рассмотрение рабочей группы ГП «ГосдорНИИ» для обобщения, обработки и подготовки новых или изменения действующих нормативных документов.

Олег Островерхий
Руководитель ООО «НПО« Трансинжиниринг»