Специально для НВ
Почему Большое строительство должно стать основой экономической стратегии на ближайшее время.
Вакцинация против коронавируса только началась, ведущие рейтинговые агентства уже улучшают прогнозы экономического роста в следующем году. Fitch Ratings ожидает, что мировой ВВП в 2021-м повысится на 5,3%. США вырастут на 4,5%, Китай — на 8%, Европа — на 4,7%.
А какие планы у Украины? На чем мы собираемся строить фундамент экономического роста?
Массовая вакцинация начнется лишь с апреля. Говорить о старте новых масштабных инвестиционных проектов еще очень рано. У нас пока не выполнено важное «домашнее задание» — не восстановлена программа с МВФ. Крупные инвесторы хотят видеть прогресс в судебной реформе, необходимо активнее продвигать реформирование правоохранительной сферы. Иными словами, работы по формированию инвестиционного климата очень много. А восстанавливать экономику надо уже сейчас, чтобы в следующем году по темпам роста ВВП как минимум не отстать от стран Евросоюза.
Для начала подведем итоги 2020
Обычно во время глобальных экономических кризисов Украина проваливается значительно глубже, чем развитые страны. Это и понятно — США, Евросоюз, Китай обладают колоссальными ресурсами и возможностями поддерживать потребительский спрос и стимулировать экономику. Наша страна таких «подушек безопасности» не имеет.
И 2020 стал особенным. За время карантина мы упали значительно меньше, чем западные страны. А по итогам года наши результаты в целом сопоставимы с показателями снижения ВПП стран Европы и Северной Америки. Причин этому немало, но одна из ключевых — это масштабная программа восстановления инфраструктуры. По оценкам независимой группы макроэкономического анализа и прогнозирования «Экономический прогноз Украины», Большое строительство сыграло важную роль для смягчения падения реального ВВП Украины. «Инфраструктурные проекты сохранили от 2,5% ВВП во втором квартале до 5,1% и 7,3% в Q3 и Q4 соответственно. Суммарно, при изъятии Большого строительства из внутреннего проекта, падение реального ВВП в 2020 году может составить от 8% до 9% против предполагаемых нами сейчас 5%», — говорится в исследовании группы «Антикризисные мероприятия 2020. Оценка эффективности».
Цікаво, що розвинуті країни, на відміну від України, не робили ставок на інфраструктуру. Вони вдалися до прямих фінансових вливань — іноді такі заходи називають «розкиданням грошей з вертольоту». Такі адресні вливання зняли соціальне напруження, але як захід підтримки економіки виявилися недостатньо ефективними. Тому вже на найближчі роки більшість великих країн запланували колосальні інфраструктурні проєкти на сотні мільярдів доларів, які повинні забезпечити стабільне зростання економіки.
Интересно, что развитые страны, в отличие от Украины, не делали ставок на инфраструктуру. Они прибегли к прямым финансовым вливаниям — иногда такие меры называют «разбрасыванием денег с вертолета». Такие адресные вливания сняли социальное напряжение, но как мера поддержки экономики оказались недостаточно эффективными. Поэтому уже на ближайшие годы большинство крупных стран запланировали колоссальные инфраструктурные проекты на сотни миллиардов долларов, которые должны обеспечить стабильный рост экономики.
Щоб програма дорожнього будівництва наступного року стала більш ефективною, потрібно виконати п’ять умов.
Чтобы программа дорожного строительства в следующем году стала более эффективной, нужно выполнить пять условий.
Первое. Прекратить привлекать на украинский рынок «заробитчан» из Китая, Турции, Азербайджана и других стран. Сколько контрактов еще должны сорваться, чтобы Украина убедилась, что делать ставку следует на развитие своего производителя и своей отрасли? Мы уже имеем 20−30 отечественных довольно мощных компаний (и еще с полсотни местных), которые уверенно выполняют весь объем работ. Надо было в этом году сделать 4 тысячи километров — сделали. Запланировали 6 тысяч километров в следующем году? Сделаем 6 тысяч. Расчет очень простой: чем больше доля украинского производителя, тем больше денег останется в экономике, направится в капинвестиции, профильное образование и тому подобное.
Второе. Реформа ценообразования — перейти наконец от ресурсного метода к ведомости объемов работ. Иными словами, провести дерегуляцию. В мире государство закупает у подрядчика определенный перечень работ. И только Украина сохраняет бессмысленный, мелочный контроль за хозяйственной деятельностью дорожных компаний, который никоим образом не улучшает качество, но плодит коррупцию и создает почву для давления правоохранителей на бизнес.
Третье. Упрощение процесса выделения земли под дорожную инфраструктуру — без этого строительство дорог будет вечно спотыкаться и тормозиться. Решить проблемы с резервами почвы — как и где подрядчику законно брать миллионы тонн почвы под новые автобаны?
Четвертое. Долгосрочное планирование, контракты на 3−5 лет должны стать правилом и нормой жизни дорожной отрасли. Подрядчики смогут планировать производство в масштабах отрасли — это огромное снижение расходов. Кроме того, мы получим полностью готовые маршрутные направления, а не куски качественного покрытия вперемешку с разбитым асфальтом.
Пятое. Эксплуатация и содержание дорог. Хватит экономить — на все новые дороги следует заключать с подрядчиками европейские соглашения OPRC (Output and Performance-based Road Contract) и с самого начала профессионально обслуживать все, что построено. Только тогда дороги прослужат действительно долго.