Реализация пилотного проекта OPRC (Output and Performance-based Road Contract) по содержанию участка трассы М-06 Киев-Чоп, протяженностью 187 км, который финансируется Европейским банком реконструкции и развития, сопровождает ГП «Укрдоринвест»
Специально для Национальной ассоциации дорожников Украины материал подготовил Алексей Климчук — главный специалист отдела внедрения проектов ГП «Укрдоринвест».
Контракты на содержание дорог на основе конечных результатов разработаны с целью повышения эффективности управления и содержания автомобильных дорог.
В 2005 году, за счет кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Укравтодором был проведен анализ дорожного сектора и подготовлен План реформирования системы управления сетью автомобильных дорог. Согласно указанного Плана Укравтодором было запланировано внедрить систему контрактов на основе конечных результатов выполнения работ, исходя из успешного мирового опыта.
Традиционные контракты на выполнение строительных работ и содержания дорог в нашей стране базируются на объемах выполненных работ и оказанных услуг, которые оплачиваются на основе согласованных единичных расценок. Эту форму контракта еще называют измеряемым контракту. В отличие от традиционных контрактов, контракты ОРRС определяют минимальный уровень эксплуатационного состояния дорог, мостов и других инженерных сооружений, который должен поддерживать Подрядчик, а также предоставлять другие услуги: сбор текущих данных во время эксплуатационного содержания, реагирования на вызовы и чрезвычайные ситуации, ответы на запросы общественности и жалобы и тому подобное.
Оплата по контракту базируется на качестве соблюдения Подрядчиком стандартов содержания автомобильной дороги, определенных в контракте, и не зависит от объемов выполненных работ и оказанных услуг. Контракты ОРRС определяют минимальные уровни обслуживания с точки зрения управления дорогой и ее эксплуатации. Несоблюдение подрядчиком таких уровней негативно влияет на оплату его работы — через четко определенную систему штрафов. Платежи по контрактам осуществляются регулярно, как правило, равными ежемесячными частями на основании актов Подрядчика, утвержденных Руководителем Проекта, что выступает от имени Заказчика.
Пилотные контракты — это первые шаги внедрения системы ОРRС, которые позволяют убедиться в применимости и эффективности выбранных технологий и систем до их ввода в использование. Почти все страны начинали контракты ОРRС постепенно, начиная с одного или двух проектов.
С самого начала пилотный проект по содержанию автомобильной дороги М — 06 Киев-Чоп км 434+230 — км 621+500 на основе конечных результатов имел ряд проблем. Часть этих проблем возникла еще на стадии подготовки тендерной документации из-за отсутствия опыта в подобных проектах в Украине и, соответственно, неучет специфики таких Контрактов.
К сожалению, неуспешной оказалась первая попытка проведения тендерных процедур закупки, поскольку тендерные суммы существенно превышали ожидаемые. Вторая попытка закупки оказалась успешной после уменьшения количества контрактов к одному и продления срока действия до 7 лет.
После неудачного начала запуска пилотного Контракта, вызванного нежеланием Подрядчика Elsamex S. A. (Испания) выполнять работы, 15.08.2014, по согласованию с Банком, по процедуре прямого контрактинга, был подписан Контракт с компанией ONUR (Турция). Срок реализации Контракта — 7 лет (2014-2021 годы).
На сегодня ОNUR — это компания с иностранным капиталом, зарегистрированная в Украине и является плательщиком налогов на территории Украины, которая выступает учредителем и членом Национальной ассоциации дорожников Украины.
Протяженность участка составляет 187 км. Работы на участке подрядчиком ОНУР начато 15 сентября 2014 года.
Основная часть работ — содержание автомобильной дороги М-06 Киев-Чоп, км 434+230 — км 621+500. Кроме того, в рамках Контракта выполняются отдельные работы по реконструкции — устройство наружного дорожного освещения в населенных пунктах вдоль участка, установка метеостанций (2 единицы) и устройство двух площадок габаритно-весового контроля, изменение организации движения транспорта с помощью трех светофорных объектов и некоторые работы по улучшению — специальные секции 1 «Обход Олесько» и спецсекция 2 «Гамаловськая дамба». Из-за потери значительного количества времени предыдущим Подрядчиком, компании ONUR не удалось выполнить требования Контракта относительно сроков выполнения подготовительных работ по реабилитации и улучшению. Это привело к необходимости применения финансовых санкций в виде неустоек.В начале 2018 все работы в соответствии с Контрактом были завершены.
В настоящее время осуществляется только эксплуатационное содержание участка автомобильной дороги с соблюдением всех минимальных уровней, определенных условиями Контракта.
Первый пятилетний опыт внедрения контрактов на основе конечных результатов свидетельствует о целесообразности их использования в Украине. В то же время, существует несколько ключевых моментов для их широкого использования. Во-первых, такие контракты требуют долгосрочного (5-7 лет) планирование финансовых обязательств Заказчика, было невозможно до введения Дорожного фонда. Теперь такие перспективы открыты. Во-вторых, они требуют совершенствования нормативно-правовой базы, чтобы избежать конфликта принципов и методов исполнения контракта. А в третьих, необходим конкурентный рынок услуг по техническому надзору за эксплуатационным содержанием. При удовлетворительности этих составляющих, широкое использование контрактов на основе конечных результатов принесет результаты и позволит значительно повысить уровень эксплуатационного содержания автомобильных дорог с соответствующим усилением безопасности дорожного движения и, возможно, даже снизить их стоимость.
Согласно высказанному, действующий пилотный контракт — это первый шаг внедрения системы OPRC, который позволяет убедиться в применимости и эффективности выбранных технологий и систем до их введения в широкое использование на сети автомобильных дорог Украины общего пользования.