Национальная ассоциация дорожников Украины (НАДУ) была учреждена компаниями, работающими в сфере ремонта и строительства дорог. НАДУ отстаивает не только интересы компаний-учредителей и членов ассоциации, но и предлагает изменить подходы к ремонту и содержанию дорожной сети.
Президент НАДУ Тарас Сиротинский рассказал «ДС» о том, что нужно сделать, чтобы бизнесу было интереснее ремонтировать и содержать дороги, а пользователи – получили хорошие дороги и безопасный проезд по ним в любое время года.
В последние несколько лет правительство декларирует значительное увеличение расходов на ремонт и содержание дорог. Это дает результат?
Задания по ремонту тысяч километров дорог, которые озвучивают Президент и правительство, амбициозны, но их можно выполнить. Однако для этого должен быть надлежащий уровень как постановки заданий, так и организации всего процесса, включая планирование и финансирование.
В бюджете на этот год было выделено около 70 млрд. грн на ремонт дорог, но, чтобы эта сумма была использована полностью, должно быть четкое планирование на всех этапах. Тогда появится шанс, что за 4-5 лет мы основные дороги сможем привести в надлежащее состояние. И вот тогда будет видно, что и правительство, которые выделило деньги, и компании-подрядчики, которые освоили эти деньги, вместе справились с заданием. НАДУ хочет быть полезной в этом, и надеемся, что каждый будет заниматься решением проблемы со своей стороны, но все вместе мы будем двигаться в одну сторону.
Какие, по Вашему мнению, основные проблемы в отрасли сегодня?
Нужно больше открытой информации о том, что сделано, и что планируется сделать. Сейчас можно услышать бравые рапорты о тысячах километров отремонтированных дорог, но при этом автомобилисты, которые пользуются дорогами, часто задают вопрос: где они, эти тысячи километров? И в этом вопросе есть резон: не все деньги, которые обещаны на дороги в бюджете, фактически выделяются на ремонт и строительство. Например, в прошлом году Антимонопольный комитет заблокировал тендеров на 4 млрд грн.
Кроме того, в течение бюджетного года, прямо в разгар строительного сезона, деньги могут быть перенаправлены на другие цели. Поэтому я считаю, что должно быть больше открытости – правительство должно четко говорить, почему были уменьшены суммы, выделенные на ремонт и строительство, или почему не удалось провести тендеры.
С другой стороны, «Укравтодор» мог бы заранее презентовать, сколько денег планируется потратить на ремонт, и на каких участках. Тогда будет больше пользы.
Что предлагает ассоциация, чтобы улучшить ситуацию?
Сегодня ремонт и строительство дорог, в большинстве случаев, планируется в рамках одного бюджетного года. Сначала принимается бюджет, в котором определяется сумма на ремонт и строительство дорог по всей стране. Затем региональные службы «Укравтодора» подают планы – какие участки нужно срочно строить или ремонтировать. Потом пожелания регионов накладываются на финансовые возможности и корректируется согласно потребностям.
В итоге тендеры на строительство и ремонт дорог объявляются уже после старта бюджетного года, после 1 января. А с учетом времени, которое необходимо на техническую квалификацию участников и обжалование результатов тендеров, активное начало работ припадает на июль месяц, когда строительный сезон уже должен быть в самом разгаре. Потом всего лишь проходит пару месяцев, сезон заканчивается, погода для дорожных работ уже неподходящая, а мы только начинаем активно строить и ремонтировать.
Поэтому наше предложение учитывает европейский опыт и состоит в том, что планирование нужно начинать гораздо раньше. Ведь уже начиная с сентября, когда принят бюджет на следующий год, мы уже понимаем, на сколько денег «Укравтодор» может претендовать.
Кроме того, следует делать упор на заключение многолетних контрактов. «Укравтодор» начал заключать такие контракты всего лишь с прошлого года, но эту практику нужно расширить. Ведь в таком случае компании-подрядчики смогут планировать свою деятельность сразу на несколько лет вперед, и, уходя на зимние каникулы, они уже будут знать, что будут делать следующей весной.
Помимо этого, если у вас контракт на 3 года, вы уже можете планировать закупку техники. Сегодня частный бизнес использует современные машины, а минимальный набор дорожной техники, который позволяет делать все необходимые работы, стоит €10-15 млн. Закупить такой объем, имея в кармане только 1-летний контракт, очень тяжело. А если приезжают иностранные поставщики техники, и вы предъявляете им 3-летний контракт, они уже совершенно по-другому ведут разговор.
Кроме того, при долгосрочных контрактах легче организовать рабочий процесс. Например, в Украине около 30 карьеров, которые поставляют щебень. Но летом возить его по железной дороге проблематично – «Укрзализныця» занята перевозкой зерна, и свободных вагонов не хватает. Запасы щебня можно было бы создавать осенью и зимой, но нужно знать, сколько щебня везти и куда. Это можно спрогнозировать, только если у тебя контракт на несколько лет.
Многолетние контракты выгодны всем, и правительству, и подрядчикам, и поставщикам материалов, и даже рабочим компаний-подрядчиков, поскольку они дают стабильность и позволяют организовывать рабочий процесс.
Часто можно слышать, что дорогу только в прошлом году отремонтировали, а после зимы она уже рассыпается. Как можно решить эту проблему?
Начнем с того, что содержание и эксплуатация дорог в зимний период – больной вопрос. Контракт у компании-подрядчика заканчивается уже в декабре, а зима – нет. Поэтому, как мы отмечаем в ассоциации, эту проблему могли бы решить долгосрочные контракты.
Все говорят: в Европе хорошо убирают снег, и даже если случился сильный снегопад, то не приходится никого выгонять совершать подвиг по расчистке дорог и спасению автомобилей из снежных заносов. Но в европейской практике есть такой девиз: «Спроектируй. Построй. Содержи». Он означает, что компания получает контракт на несколько лет, заказывает проект ремонта дороги, выполняет его, а потом, согласно тому же контракту, содержит дорогу в течение 3-5 лет, и обслуживает эту же дорогу зимой, обеспечивая расчистку снега и отвечая за безопасный проезд по дороге. Поэтому нужно заключать долгосрочные контракты и в Украине.
На сколько лет можно было бы заключать такие контракты?
Три года минимум. На текущем среднем ремонте дороги подрядчик дает гарантию качества до 5 лет, поэтому я бы заключал контракты на 5 лет. Тогда подрядчик будет отвечать за качество работ, и, если он допустил брак, он за свой счет устраняет недостатки и платит штраф. И тогда нет потребности зимой, когда выпадает много снега, каждый раз совершать подвиг, чтобы эту дорогу расчищать. Это просто становится частью задания частного бизнеса, который эту дорогу обслуживает.
И это также упрощает работу компаниям. Например, трактор МТЗ-82 с отвалом, чтобы чистить дорогу от снега, стоит $20 тыс. И если у вас контракт на 1 год, вы думаете: нужно вам этот трактор покупать, или же где-то взять в аренду? А если вы эксплуатируете одну и ту же дорогу несколько лет подряд – это уже совершенно другое планирование всего, в том числе – и закупки техники.
Кроме того, это позволит зимой содержать дороги в хорошем состоянии круглосуточно. Компании будут направлять на участки дежурные бригады, которые могут в любой момент приступить к уборке снега. Сегодня, если вдруг пошел снег, невозможно в очень короткие сроки мобилизовать персонал, доставить его к рабочему месту. А если бригады не приедут вовремя, то потом сложно будет что-либо сделать – машины уже застряли в снегу и заблокировали дорогу для снегоуборочной техники. Машины нужно вытаскивать из сугробов, чистить дорогу, а люди могут целую ночь просидеть в снежных заносах.
Поэтому нужно менять подходы к содержанию украинских дорог, нужно менять философию отношений между государством и компаниями-подрядчиками. От этого выиграют все: и государство, и частных бизнес, и пользователи дорог.