«БРОШЕННЫЕ» ДОРОГИ

Есть такие, и, к сожалению, немало. Если когда-то к ним можно было отнести подъезды к так называемым некоторым «не перспективным» селам, внутрихозяйственные дороги и т.п., то сегодня к таким, забытых службами автомобильных дорог в областях, можно отнести и некоторые участки дорог государственного значения (региональные, национальные и территориальные).
Порочная практика последних лет, которая вводилась Укравтодором: «не удерживать, а строить» дала свои негативные результаты. Кстати, общая Методика Министерства инфраструктуры и Минфина, по определению объема финансирования строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог и нормативов расходов, связанных с содержанием, базируется на принципе пошагового распределения средств, который предусматривает первоочередное финансирование работ по содержанию. То есть, только в случае полного финансирования работ по содержанию для обеспечения допустимого уровня эксплуатации, остаток средств направляется на другие виды работ: строительство, капитальный и текущий — средний ремонты. То есть, средства, в основном выделялись на ремонт и строительство.
В те не далекие времена, когда на развитие автомобильных дорог всего государства из бюджета выделялось всего 3-5 млрд. грн., а общество шумно требовало от Укравтодора европейского качества наших изношенных дорог, эти мизерные по сравнению с потребностями, средства, почти в полном объеме шли на поддержание в проездном состоянии дорожной сети страны. На большее не хватило, не у всех было понимание того, что автомобильная дорога является производным от слова «дорого».
Так, всем не нравится «ямочный ремонт дорог» и тем, кто пользовался дорогами, но, наверное, еще больше тем, кто выполнял эту неблагодарную работу. К тому времени, к сожалению, другого решения не было. Но сейчас ситуация изменилась. Начиная с 2018 года, объемы финансирования увеличились в разы. Количество отремонтированных автомобильных дорог также.
И можно ли на таком позитивном фоне оставлять без внимания эксплуатационное состояние остальных дорог. Можно ли забывать об основном назначении дорожной отрасли, обеспечение безаварийного, комфортного и экономного проезда всеми автомобильными дорогами. Нельзя. Но почему забываем? Почему в каждой области можно найти «заброшенные» автомобильные дороги уже не местного, а государственного значения?
Процесс развития, а тем более становления дорожной сети, должен происходить гармонично. Рано или поздно отрасль должна выйти на междуремонтные сроки, по крайней мере к этому нужно стремиться. Сегодняшние реалии значительно отличаются от тех, что были 10 — 15 лет назад. Насыщенность автотранспортными средствами увеличилась, наверное, в несколько раз, соответственно и интенсивность движения, плотность потока. Движение транспорта происходит по всей сети, поэтому и уход за дорогами должен быть по всей сети, без исключения. Если мы не занимаемся эксплуатационным содержанием сегодня, мы будем иметь в разы больше проблем завтра. Ликвидация этих проблем перерастет в дополнительные миллиарды гривен.
Если «живую» дорогу можно отремонтировать простым текущим-средним ремонтом, то бездорожье — как минимум, капитальным, с соответствующей стоимостью. В качестве примера, одной из таких «брошенных» дорог является автомобильная дорога государственного значения Р-02 Киев-Овруч в пределах Житомирской области. Кто, в последние годы, хотя бы раз проезжал по ней, хорошо понимает о чем идет речь.
Немного истории.
Почти на всей протяженности в пределах Житомирской области, автомобильная дорога проходит через лес. Расположена параллельно границе с Белоруссией и соединяет два подъезда к границе: пограничный переход «Вильча» Киевской области и пограничный переход «Выступовичи» в Житомирской области.
В свое время такие дороги, учитывая их географическое расположение, называли стратегическими, несмотря на интенсивность движения на ней. Не думаю, что сегодня, взвешивая все факторы современного бытия, их статус можно снизить.
До 80-х годов прошлого века на этом пути, в пределах Народического региона Житомирской области, основной конструкцией дорожной одежды была брусчатка. В 80-е годы начался ее капитальный ремонт. Менялись геометрические параметры и конструкция дорожной одежды. Основной конструкцией дорожной одежды было черно-щебеночное покрытие, устроенное по методу пропитки или как его еще называют — переходной тип покрытия.
Самыми сложными были 1986 — 1988 годы, когда участок км 140 — км 150 ремонтировали под движением многих тысяч военных и гражданских автомобилей, которые ежедневно двигались на ЧАЭС и обратно в военный лагерь, находившийся в лесу, рядом с дорогой возле села Радча. Но дорогу отремонтировали. В то время она сыграла неоценимую роль в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Без капитального ремонта дорога эксплуатировалась более 30-ти лет.
В последние годы из-за недостаточного, а с 2018 года — отсутствия эксплуатационного содержания, на дороге, принимая во внимание конструкцию дорожной одежды, начались интенсивные разрушения покрытия.

Все, что смогла Служба автомобильных дорог в Житомирской области — это поставить панно с надписью: «Внимание! Извините за временные неудобства, на данном участке дороги требуется проведение капитального ремонта»(панно установили в 2018 году). И все …  А почему забыли написать когда этот ремонт произойдет и сколько средств нужно будет в том будущем, когда дорога станет не проездной.
Неужели руководители этой Службы не понимают, что для пользователей дорог, налогоплательщиков, все равно, как они будут ремонтировать эту дорогу. Важно, чтобы был обеспечен проезд, чтобы по этой дороге занимались не только водители самосвалов, перевозящих щебень и отсев с карьеров Овруччины в Киев, которые и самостоятельно засыпают ямы на проезжей части, но и те, кто отвечает за ее состояние.
Национальная ассоциация дорожников Украины (НАДУ) поддерживает и присоединяется к инициативе руководства Укравтодора по сотрудничеству с навигационной системой WAZE. Не исключено, что на первом этапе, система будет перегружена от избытка информации снизу, но это даст возможность Укравтодору из Киева, напрямую, минуя Службы автомобильных дорог в областях, увидеть реальное состояние сети и принимать эффективные решения. Мы надеемся, что в государстве за короткий срок, на сети дорог государственного значения, не будет заброшенных «брошенных» дорог.
Хочу отметить также, что в случае принятия решения о ремонте этой дороги, компании-члены НАДУ смогут принять участие в таком конкурсе.

Николай БЕРЕЗОВСКИЙ
Национальная ассоциация дорожников Украины