ОСТОРОЖНО! ЖИВОТНЫЕ НА ДОРОГЕ

В последние годы прослеживается тенденция к увеличению количества дорожно — транспортных происшествий, связанных с наездами транспортных средств на животных и, в первую очередь, диких, на автомобильных дорогах общего пользования государственного значения.

 Так, если в 2018 году, по данным анализа ГП «ГосдорНИИ», количество таких ДТП составляла 230, то за неполный 2019, уже 258 случаев.  Больше всего их зафиксировано во Львовской (38), Житомирской (34), Киевской (33), Черниговской (24) областях. Характерно, что за 9 месяцев 2019 года, на дорогах государственного значения зафиксировано 124 случая наездов на диких животных и 106 на домашних.

 Наиболее непредсказуемые случаи столкновения транспортных средств с дикими зверями, поскольку, как правило, такие ДТП происходят за пределами населенных пунктов и на большой скорости.  Тяжесть этих происшествий является соответствующей, и это касается как участников движения, так и самих животных. Особая опасность скрывается в ДТП с участием такого животного как лось.

 Для большего понимания, дословно приводим информацию о конкретных случаях с Всеукраинской газеты «Охота и рыбалка» № 12 (218) за декабрь 2019:

  «На трассе Киев — Ковель — Ягодин примерно в 3.00 16 ноября грузовик Scania R420 столкнулась с лосем, который внезапно выбежал на проезжую часть.  От удара животное отбросило на встречную полосу, где его еще и переехал легковой автомобиль. Лось погиб на месте, оба транспортных средства получили механические повреждения.

  Все чаще лоси становятся причиной ДТП.  Так, 8 ноября на 149 км автодороги Чернигов — Прилуки — Пирятин также произошло дорожно — транспортное происшествие с участием лося.  Водитель автомобиля ВАЗ столкнулся с лосем, который внезапно выбежал на проезжую часть дороги. В результате происшествия водитель и пассажир автомобиля получили травмы.  К сожалению, о судьбе животного ничего не сообщается.

 Такое же автопроисшествие произошло в начале октября в Городнянском районе на Черниговщине, где лось врезался в автобус со школьниками.  Школьный автобус, который вез школьников из села Солоновка к Бутовской школы, на дороге между селами столкнулся с лосем. Лесной великан неожиданно выскочил на дорогу перед автобусом, водитель затормозил, однако избежать столкновения не смог.  К счастью, никто из школьников не пострадал, только водитель получил легкий ушиб живота рулем.

 Лосю досталось больше.  После столкновения животное лежало перед автобусом сознания.  За несколько минут сохатый поднялся и направился в направлении села Полесья.  Егеря прошли по следам пострадавшего животного несколько километров и установили, что лось имеет оправиться после столкновения.  Незначительное кровотечение прекратилось на первом километре, так же прошло и прихрамывание.»

 Что же необходимо делать, чтобы в дальнейшем исключать такие случаи, или хотя бы остановить тенденцию к росту?  Как можно повлиять на ситуацию?

 Во-первых, хотелось бы, чтобы в этом направлении была скоординированное сотрудничество владельцев автомобильных дорог и владельцев охотничьих угодий.  Ни для кого не секрет, что пути миграции животных, с большой вероятностью, известные владельцам охотничьих угодий и вопрос об обозначении или ограждении таких участков должны решаться совместно с владельцами автомобильных дорог (Службами автомобильных дорог в областях).  К сожалению, такое понимание если где-то и есть, то не как правило, а, наоборот, в качестве исключения.

 Во-вторых, Службы автомобильных дорог в областях должны серьезно обратить внимание на такие участки на автомобильных дорогах, и принять меры, которые предусмотрены действующими техническими нормативами, для предотвращения возникновения ДТП, связанных с наездами на диких животных.

 В-третьих, при капитальном ремонте, а тем более реконструкции, особенно на дорогах I и II технической категории, на стадии проекта, владельцам автомобильных дорог необходимо предусматривать меры, которые снимут угрозу и причины возникновения ДТП, связанных с наездами транспортных средств на диких  животных. Существующая нормативная база предусматривает применение таких технических средств, которые помогут знать эту проблему, хотя бы выборочно, на наиболее угрожающих участках автодорог. Такие меры должны быть направлены, в первую очередь, на сохранение человеческой жизни и жизни диких животных.