Максим Шкиль, вице-президент Национальной ассоциации дорожников Украины, специально для Новое Время. Бизнес
Дорожная отрасль в этом году совершила мощный рывок вперед и вышла на рекордные показатели работы. В следующем году на рынке ожидается еще более динамичный рост.
Общие расходы на сферу дорожного хозяйства в госбюджете на 2021 год планируется повысить до 150 миллиардов гривен, а протяженность отремонтированных дорог государственного значения — до 6,8 тысячи километров.
— Конец года — время для традиционного подведения итогов. Каковы, по вашему мнению, ключевые достижения дорожной отрасли в этом году?
— Дорожная инфраструктура страны наконец начала восстанавливаться. В этом году Украина построила и реконструировала рекордное количество дорог за все годы независимости. В частности, было восстановлено более 4 тысяч км дорог государственного значения. Эффект от этого не будет краткосрочным, он заложит прочный фундамент для развития экономики на многие годы вперед.
Кроме того, компании выполняют ремонт не отрезками, как раньше, а сдаются в эксплуатацию законченные маршруты — именно они влияют на жизнь людей и улучшают условия ведения бизнеса.
Также были заложены основы для систематизации тендерных закупок услуг по строительству дорог, запущен международный контроль качества выполнения работ. Это позволило государству повысить уровень надзора за качеством строительства и эффективностью использования средств налогоплательщиков.
Однако дорожная инфраструктура все еще нуждается в масштабном обновлении. Должна быть построена качественная сеть автодорог по всей стране, которая ускорит и облегчит движение транспорта.
— Какие острые проблемы дорожной отрасли остаются нерешенными?
— Нормативная база, регулирующая дорожную сферу, она критически устарела. Именно поэтому в первую очередь нужно менять профильное законодательство. В частности, сегодня в Украине действует «ресурсный» метод ценообразования, который требует у подрядчика детального обоснования каждой составляющей сметы. Ни в одной развитой стране мира такого подхода нет. Это исключительно бюрократическая норма советских времен, которая должна быть устранена. В приоритете государства должны быть качество и своевременность выполнения работ в рамках выигранной цены, а также предоставление гарантии на выполненные работы.
Второй, не менее важный момент, который нужно изменить, — принять обновленный закон о публичных закупках, учитывающий отраслевую специфику дорожного строительства, которое является едва ли не крупнейшим «пользователем» закупочных норм.
На этом пути Украине не нужно искать ноу-хау, следует просто посмотреть на опыт развитых стран и перенять его. В частности, стоит пересмотреть подход, согласно которому ключевым критерием для определения победителя тендера является цена. Нужно учесть также наличие соответствующего опыта, необходимого количества техники и работников. Это даст возможность государству сотрудничать только с теми подрядчиками, которые смогут обеспечить надлежащее качество работ.
— Как пандемия и экономический кризис повлияли на работу Autostrada?
— Самая большая ценность для нас — наши сотрудники. Именно поэтому Autostrada приняла все меры безопасности для здоровья своих сотрудников, в том числе ввела масочный режим, температурный скрининг, дезинфекцию помещений, осмотр врача. Это очень важно, ведь все это время дорожники работают в штатном режиме, без выходных, а на многих участках — круглосуточно, в две смены. Также наши сотрудники с начала пандемии получают бесплатное тестирование на коронавирус, и в случае выявления болезни — лечение за счет компании.
Кроме того, мы приобрели и передали областным больницам шесть аппаратов искусственной вентиляции легких, медицинское оборудование и защитные костюмы для работников на сумму около 20 млн грн.
— В связи с нынешним динамичным наращиванием темпов дорожных работ по всей Украине возникла потребность в привлечении дополнительной рабочей силы и спецтехники для своевременного выполнения работ. Как Autostrada справилась с новыми вызовами?
— Мой бизнес-партнер работает в сфере строительства дорог в другой стране. Как-то мне позвонили из его компании и спросили уровень зарплат дорожников в Украине. Этот вопрос возник потому, что большое количество украинцев, которое было задействовано у них на дорожных работах, в этом году отказались продолжать работу там на заработках. Это означает, что наши дорожники, которые обычно работали за рубежом, сегодня успешно реализуют свой потенциал в отечественных компаниях.
Чувствуя необходимость уменьшения дефицита кадров в области для обеспечения своевременного выполнения работ, мы сосредоточили внимание на сотрудничестве с профильными учебными заведениями, которые готовят молодых специалистов — дорожников. Над несколькими из них мы взяли «шефство» и принимаем на практику лучших студентов. Также мы инвестируем в обновление их материально-технической базы и передаем лучшие образцы техники для практического освоения навыков профессии.
В этом году мы инвестировали в новые мощности около 100 млн долларов, количество техники увеличили до тысячи единиц, а количество работающих — до двух тысяч. Автопарк компании укомплектован лучшими образцами современной техники ведущих мировых производителей — Wirtgen, Caterpillar, MAN. На сегодняшний день у нас 15 асфальтобетонных заводов и 25 производственных баз. По уровню оснащения мы не уступаем ни одной европейской компании.
— Планируете ли в ближайшие годы выход на дорожный рынок других стран, будете ли масштабировать бизнес в Украине?
— Как известно, сегодня на украинском рынке присутствуют многие иностранные компании. В то же время государством не созданы предохранители, которые позволяют защитить отечественные компании, как это работает в европейских странах. К примеру, в Германии есть сертификация компаний, и вы никогда не будете допущены к тендеру, если у вас нет опыта работы на внутреннем рынке Германии, и если вы не имеете в штате достаточного количества немецких работников. То есть внешние рынки для нас закрыты, а внутренний рынок мы оставляем открытым.
Я считаю, что, как украинская компания мы должны создавать дополнительную стоимость в Украине, прибыль должна оставаться здесь. Налоги должны уплачиваться в Украине, а рабочие места — создаваться для украинцев. Тогда отечественная экономика будет получать максимальный эффект, ведь львиная доля вложенных в дорожное строительство средств будет возвращаться в бюджет в виде налогов и сборов. На мой взгляд, этот вопрос также должен быть урегулирован на законодательном уровне.
— Какими должны быть ключевые государственные приоритеты развития дорожно-строительной отрасли в средне- и долгосрочной перспективе?
— Ни в одной развитой стране мира нет программы строительства дорог на краткосрочную перспективу. Зато существуют стратегии развития отрасли минимум на 7−10 лет, что позволяет компаниям прогнозировать свою деятельность и планировать инвестиции.
Сегодня в Украине мы не понимаем, какой будет завтра бюджет, какие дороги будут строиться через 2−3 года. Именно поэтому сегодня крайне важно государству разработать план развития дорожной инфраструктуры на 10 лет вперед, чтобы отрасль четко понимала вектор дальнейшего движения и чувствовала уверенность в завтрашнем дне.
— В следующем году в Украине продолжится реализация национального проекта Большое строительство. В планах обновить около 7 тысяч километров дорог, в 1,5 раза больше нынешнего показателя. Как вы считаете, страна способна реализовать такой масштабный проект в кризисные времена?
— В этом году из-за отсутствия проектов и особенности проведения тендерных процедур в Украине практическая реализация многих из них стала происходить только летом. Если бы подрядные организации начали работать на полную мощность еще весной, то в конце дорожного сезона Украина смогла бы похвастаться еще более впечатляющими показателями отремонтированных дорог.
Поэтому я считаю, что это абсолютно реалистичный сценарий, при котором отрасль готова к освоению увеличенного объема финансирования дорожных работ.
— Как вы считаете, было ли решение властей строить дороги в период пандемии правильным?
— Большинство стран мира не сокращали расходы на развитие инфраструктуры во время пандемии. Мировая практика свидетельствует о том, что одним из действенных выходов страны из кризиса является вложение средств в инфраструктурные проекты, что способствует развитию других отраслей экономики. Но что бы мы имели сегодня, если бы пошли другим путем? Ни денег, ни дорог, ни медицины. Что касается той части, за которую я могу нести ответственность, скажу уверенно: качественные дороги у нас точно появились.